• Главная • Обучение • Книги • Научные публикации • Сертификация • Контакты •

 

О системах управления промышленной безопасностью, охраной труда и защитой окружающей среды в нефтяной и газовой промышленности
Мартынюк В.Ф., Суворова В.В.

 

 

 

Введение в проблему

Обеспечение промышленной безопасности в стране можно условно разделить на системы, объединяющие различные структуры для выполнения определенных функций. К ним относятся государственный контроль и надзор, ведомственный контроль за обеспечением безопасности, внутренний контроль предприятий, система экспертизы промышленной безопасности, система подготовки и аттестации кадров, система сертификации технических устройств, система страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов и другие. Взаимодействие всех систем осуществляется через систему государственного контроля и надзора.
Еще во времена СССР существовали развитые и успешно действующие системы управления охраной труда (ведомственный контроль) [1,2,3]. Единые системы управления охраной труда (ЕСУОТ), являясь важнейшим элементом более общей системы управления нефтяной и газовой промышленностью, устанавливали единые требования к организации работ в области охраны труда и включали комплекс социально-экономических, технических, гигиенических и организационных мероприятий, направленных на реализацию положений законодательства о труде в области обеспечения безопасных и здоровых условий труда на предприятиях и организациях нефтяной и газовой промышленности [1,2]. Так основное назначение ЕСУОТ в газовой промышленности было обеспечить: "единый системный подход к выбору и применению методов управления охраной труда", "оптимальные, комфортные, безопасные и здоровые условия труда работающих, постоянное снижение травматизма и профессиональных заболеваний при минимальных трудовых и материальных затратах", "организация гибкой структуры управления охраной труда, допускающей возможность непрерывного ее совершенствования" и др. [1]. Задачей ЕСУОТ в газовой промышленности являлось обеспечение планирования и комплекса мероприятий, обеспечивающих безопасность всех видов работ, сохранение здоровья и работоспособности рабочих и служащих в процессе труда [1].
Что касается нефтяной промышленности, то ЕСУОТ здесь - "регламентированный законодательными актами и нормативными документами комплекс взаимосвязанных социально-экономических и организационно-технических мероприятий, методов и средств, направленных на программно-целевое формирование безопасных и здоровых условий труда на производстве" [2]. Основная задача ЕСУОТ - "организация и постоянное совершенствование работы по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работающих, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организация ведомственного контроля за соответствием условий труда требованиям безопасности" [2]. Целью управления охраной труда являлось "создание и обеспечение безопасных и здоровых условий труда, сохранение здоровья и работоспособности человека для повышения эффективности производства и качества продукции" [2].
Как и любая система, каждая из ЕСУОТ обладала большим числом элементов и иерархичностью (наличие нескольких уровней и способов достижения целей). Так или иначе, эти системы управления охраной труда схожи в своих целях, задачах, функциях, их отличало лишь специфика деятельности и, соответственно, контролирующее ведомство. При этом основные цели, задачи и функции существовавших ЕСУОТ не потеряли свою актуальность и в современных условиях.

Системы управления промышленной безопасностью, охраной труда и защитой окружающей среды в новых условиях хозяйствования

Несмотря на большой положительный опыт ЕСУОТ в советское время, он еще не получил своего продолжения и развития в новых условиях хозяйствования, когда практически отсутствует ведомственный контроль за промышленной безопасностью в промышленности, государственный контроль, опиравшийся ранее на административную систему, действует теперь на правовой основе. На многих предприятиях этот опыт либо утерян, либо не приобретен. При отсутствии министерств и ведомств системы управления промышленной безопасностью, охраной труда и защитой окружающей среды, аналогичные ЕСУОТ, оказывается возможным использовать только крупными интегрированными кампаниями, которые имеют документально оформленную систему управления промышленной безопасностью (ОАО "ЛУКОЙЛ", ОАО "Северсталь", АК "АЛРОСА", ОАО "МОСТОТРЕСТ", ОАО "УФАНЕФТЕХИМ", ОАО "Газпром", ОАО "Тюменская нефтяная компания", ОАО "Сибирская сервисная компания", РАО "РЖД" и др.). В этих условиях первоочередной задачей обеспечения безопасности становится создание эффективной системы управления промышленной безопасностью, охраной труда и защитой окружающей среды на менее крупных предприятиях (системы внутреннего контроля).

Международный опыт создания систем внутреннего контроля

При отсутствии адекватной замены ведомственного контроля необходимо обратиться к опыту создания систем внутреннего контроля, которые широко используются в зарубежных странах. Он обобщен в требованиях международных стандартов ISO серии 9000 ("Система управления качеством"), серии 14000 ("Система управления окружающей средой") и стандарта OHSAS серии 18000 ("Система оценки профессиональной безопасностью и здоровьем"). Целесообразность использования стандартов ISO серии 9000, серии 14000 и OHSAS серии 18000 для разработки требований управления промышленной безопасностью, охраной труда и защитой окружающей среды обусловлена универсальностью заложенных в них решений и хорошими возможностями адаптации моделей к конкретным условиям производства [4]. Вопросы разработки и внедрения систем управления качеством, промышленной безопасностью, охраной труда и защитой окружающей среды, соответствующих требованиям международных стандартов, являются актуальными и на предприятиях нефтегазового комплекса России.
Особенно ярко целесообразность создания систем управления на предприятии видна на примере создания систем управления качеством, которые добровольно принимаются предприятием, имеют четко поставленную цель - повышение качества продукции, необходимые документы, процедуры, опыт их массового использования, квалифицированных специалистов и т.д.
Между стандартами ISO серии 9000, серии 14000, стандартом OHSAS серии 18000 и некоторыми другими стандартами много общего. Для них характерны: общая модель системы управления (политика - планирование - внедрение и управление - проверочное и корректирующее действие - анализ со стороны руководства) при условии обеспечения такого свойства системы, как постоянное совершенствование; идентичность целей и задач; эмерджентность (несводимость свойств отдельных элементов и свойств систем в целом); иерархия целей и др. Отличие состоит в специфики области системы управления, будь то система управления промышленной безопасностью, или система управления окружающей средой, или и то и другое, а может система управления качеством, или система управления профессиональной безопасностью и здоровьем. Универсальность этих стандартов в том, что они могут использоваться совместно.
Несмотря на то, что существуют серьезные различия в конкретном решении вопросов промышленной безопасности, охраны труда и защиты окружающей среды, управления промышленной безопасностью, охраной труда и защитой окружающей среды имеет тенденцию к слиянию в системной модели стандарта ISO серии 9000. Поэтому рационально создавать единую систему управления в области промышленной безопасности, охраны труда и защиты окружающей среды на основе требований международных стандартов, как предложено участниками Нефтяного совещательного форума [5]. По данным Нефтяного совещательного форума "в подходе к вопросам безопасности труда широкое признание получил метод постановки задач, являющийся основным принципом подхода Системы управления безопасностью труда к этим вопросам и основанный на принципах управления Международного стандарта систем качества ISO серии 9000" [5].
Модель системы управления промышленной безопасностью, охраной труда и защитой окружающей среды, предложенная в рекомендациях Нефтяного совещательного форума представлена на рис. 1. [5].

Рис. 1. Модель системы управления промышленной безопасностью, охраной труда и защитой окружающей среды [5]

В отличие от Систем управления, предложенных международными стандартами, в [5] в качестве отдельных элементов выделены: лидерство и ответственность (общая ответственность "сверху донизу" и культура компании), управление методом оценки при допущении риска (выявление и оценка рисков во всех областях деятельности, производстве продукции и услуг и разработка мер для снижения таких рисков); другие же элементы стандартов несколько разрознены, например, проверочные и корректирующие действия подразумеваются и в управлении методом оценки при допущении риска, и при выполнении и контроле (включая разработку методов исправления недостатков при необходимости), и при проверке и анализе (периодическая оценка работы системы, эффективности и принципиальной целесообразности), а "внедрение и управление" стандартов частично включает элемент "организация, ресурсы и документация" системы (организация кадров, ресурсы и документация, необходимые для эффективной деятельности в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды), рекомендуемой [5].

Нормативные требования к системам внутреннего контроля в России

Вообще говоря, созданные системы управления промышленной безопасностью и охраной труда в России связаны с необходимостью создания производственного контроля. Так как в соответствии с требованиями закона [6] "Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности". Закон требует создания производственного контроля, но не требует создания систем управления промышленной безопасностью, охраной труда и защитой окружающей среды. Нормативных требований создания таких систем нет.
Однако нормативные требования к самим системам управления промышленной безопасностью (СУПБ) в России существуют, и исчерпывающий перечень этих требований приведен в табл. 1.

Таблица 1
Требования к системам управления промышленной безопасностью в России

Пункт

Содержание

РД-04-354-00 Положение о надзорной и контрольной деятельности

в системе Госгортехнадзора от 26.04.00. № 50

 

1.7.

Система управления промышленной безопасностью – это механизм, обеспечивающий непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на промышленную безопасность и включающий комплекс мер правового, организационного, технического, экономического, информационного, образовательного и социального характера, направленных на предупреждение, предотвращение и ликвидацию аварий на опасных производственных объектах.

Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопас­ности на опасном производственном объекте, утвержденные по­становлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 № 263

 

5

Производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечения готовности к локализации их последствий.

ПБ 03-517-02 Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области про­мышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 18.10.02 № 61-А

5.3.

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, осуществляют производственный контроль, являющийся частью СУПБ, путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации и ликвидации их последствий.

Организация, создающая и внедряющая СУПБ, которая является частью общей системы управления организацией, обеспечивает ее непрерывное совершенствование.

В СУПБ интегрируется существующая служба производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности. В организации назначается ответственный работник, отвечающий, в том числе и за функционирование СУПБ.

В рамках СУПБ организация: определяет и документально оформляет свою политику в области промышленной безопасности; планирует деятельность в области промышленной безопасности и обеспечивает передачу соответствующей информации; разрабатывает, внедряет и при необходимости корректирует методы периодической оценки состояния промышленной безопасности; своевременно корректирует планы и методы проведения внутренних проверок эффективности функционирования СУПБ; периодически анализирует деятельность службы производственного контроля и СУПБ в целом с целью оценки соответствия установленным требованиям.


Методической поддержкой при создании, внедрении и функционировании систем управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды (СУПБОТиОС) могут служить "Основные требования к СУПБ в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты" [7]. Документ разработан на основе международного стандарта OHSAS 18000, в котором используется методология создания и функционирования систем менеджмента. В документе сформулировано понятие "система управления промышленной безопасностью" и перечислены основные элементы СУПБ и условия, необходимые для их нормального функционирования.
Как видно, обязательные нормативные требования не включают в себя в полном объеме требования международных стандартов. Поэтому в принципе у предприятия остается возможность создания систем управления, базирующихся на основных принципах международных стандартов.

Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта создания систем управления промышленной безопасностью, охраной труда и защитой окружающей среды

Требования к системам управления и опыт создания их в России отличаются отсутствием ясно прописанной политики и стратегии целей, так как подразумевается, что при выполнении всех указанных действий результат должен быть удовлетворительным, не проводится анализа данных о состоянии основных факторов безопасности (анализа риска) и др. Поэтому стратегия управления промышленной безопасностью, охраной труда и защитой окружающей среды не строится, как стратегия управления риском. Однако методы анализа риска создают базу для мониторинга рисков, а значит и для эффективного управления промышленной безопасностью. Ведь мониторинг рисков является основным показателем эффективности работы СУПБОТиОС. Оценка рисков проводится в целях планирования деятельности по промышленной безопасности и охране труда на производстве, обоснования мероприятий (организационных, экономических, технических и др.) по снижению рисков до приемлемых уровней. Результаты оценки рисков при производственной деятельности используются для составления программ мероприятий по достижению целей и задач в области промышленной безопасности и охраны труда, планирования внутреннего аудита и др. Так система управления промышленной безопасностью, охраной труда и защиты окружающей среды, предложенная в [5] предполагает непрерывный поиск мер, позволяющих снижать уровень риска и поддерживать его "на минимальном практически достижимом уровне". Существенное отличие зарубежных и российских представлений наблюдается и при определения понятия "лидерство и ответственность", как элемента системы управления. Российские требования ориентированы на нормативные указания, какие действия должны быть предприняты органами управления, в то время как зарубежные рекомендации "оставляют за управляющими право на свое собственное усмотрение искать наиболее эффективные пути демонстрации лидерства и ответственности" [5]. Недооценка же роли лидерства и поведения людей в процессе управления промышленной безопасностью, охраной труда и защитой окружающей среды приводит к тому, что деятельность в данной сфере сводится к надзору и контролю вместо профилактики и совершенствования. Поэтому необходимо повышать на предприятиях роль руководства, а значит, и культуру безопасности. По определению Международного Агентства по атомной энергии культура безопасности - это набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью. Мотивация заинтересованности руководителей различных звеньев в результатах проводимой работы и убежденность в ее необходимости при создании СУПБОТиОС играет одну из важных ролей.
Однако необходимо отметить, что, несмотря на ряд различий между зарубежными и российскими требованиями к системам управления, едиными остаются цели и подходы. Действующие руководства и стандарты определяют только общие требования к СУПБОТиОС. Конкретные потребности в совершенствовании СУПБОТиОС и ее направления определяются состоянием промышленной безопасности, охраны труда и защиты окружающей среды данного предприятия и его отраслевой спецификой.
Не надо забывать, что в СУПБ интегрируется существующая служба производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности. Более того, существующая служба может стать основой создания СУПБОТиОС.
С помощью Системы управления промышленной безопасности оказывается возможным согласовать требования всех документов в области промышленной безопасности, охраны труда и защиты окружающей среды, исключить дублирование функций и использование разных технологий для решения одной и той же задачи.

Основные задачи создания систем внутреннего контроля

В общем случае, при создании систем управления промышленной безопасностью, охраной труда и защитой окружающей среды (систем внутреннего контроля) предприятиям необходимо решить следующие задачи:
- обосновать принципы политики предприятия в области промышленной безопасности, охраны труда и защиты окружающей среды,
- провести анализ состояния систем управления промышленной безопасностью, охраной труда и защитой окружающей среды и выделить элементы, соответствующие международным стандартам, которые будут включены в разрабатываемую систему,
- разработать методику анализа опасности объекта, с целью обоснования задач СУПБОТиОС и выявления основных опасных и вредных факторов на производстве,
- создать недостающие элементы СУПБОТиОС,
- разработать необходимые процедуры и стандарты.
Для решения этих задач необходимо разработать методику совершенствования системы управления промышленной безопасностью, охраной труда и защитой окружающей среды предприятий нефтегазового комплекса, отвечающую требованиям международных стандартов и особенностям российских нормативов и учитывающую специфику предприятий нефтегазового комплекса, состояние экономики и сложившиеся традиции действующей на них в течение многих лет системы управления охраной труда.

Заключение

Итак, в России существует положительный опыт создания многоступенчатых систем управления охраной труда (ЕСУОТ), в верхнем иерархическом уровне которых находились соответствующие министерства. Их целью являлось создание и обеспечение безопасных и здоровых условий труда, сохранение здоровья и работоспособности человека для повышения эффективности производства и качества продукции. Этот опыт может быть использован крупными интегрированными компаниями. Для большинства предприятий в современных условиях обеспечение безопасности базируется на создании эффективной системы внутреннего контроля. Нормативные требования сформулированы лишь к производственному контролю за соблюдением требований промышленной безопасности, являющегося составной частью системы управления промышленной безопасностью на предприятии (системы внутреннего контроля). Для эффективного управления промышленной безопасностью целесообразно разрабатывать систему управления, объединяющую все виды безопасности (промышленную безопасность, безопасность труда и окружающей среды) - с одной стороны, и производственный контроль - с другой стороны. Создание таких систем должно базироваться на современных требованиях к системам управления, сформулированных в стандартах ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001, а также в рекомендациях Нефтяного совещательного форума и других документах. При разработке таких систем необходимо инкорпорировать существующие системы управления промышленной безопасностью и охраной труда и создавать недостающие элементы систем управления, для чего целесообразно использование методики совершенствования системы управления промышленной безопасностью, охраной труда и защитой окружающей среды в нефтяной и газовой промышленности.

Литература

1. Единая система управления охраной труда в газовой промышленности. - М.: "Недра", 1986. - 224с.
2. Единая система управления охраной труда в нефтяной промышленности. - М.: "Недра", 1986. - 254 с.
3. Система управления охраной труда в организациях и на предприятиях Министерства геологии СССР - М., 1988.
4. Гераськин В.И., Гимадеев Н.Ш., Кириллов А.П. Результаты взаимодействия Госгортехнадзора России и ООО "Астраханьгазпром" по созданию системы промышленной безопасности предприятия в Сб. докладов Всероссийской научно-практической конференции "Промышленная безопасность". - М.: ГУП НТЦ "Промышленная безопасность", 2001. - 140 с.
5. Голдсмит Т.В., Чеффа Л., Эдвардс Р. Дж. и др. Рекомендации по разработке и применению систем управления в области охраны здоровья, безопасности труда и защиты окружающей среды. Отчет № 6.36./210 - L.: E&P Forum, 1994. 48 с.
6. Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" №116- ФЗ от 21.07.97г.
7. Основные требования к СУПБ в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, утверждены решением Бюро Наблюдательного совета Системы экспертизы промышленной безопасности Госгортехнадзора России от 05.05.04 № 41
 

 

© 2005-2007 Анализ опасностей